Храм Древлеправославной
поморской церкви в г. Полоцк (Витебской обл.)
…После раскола Русской
православной церкви в 1666 г., первые ревнители древлеправославной веры,
в результате гонений ,бежали и находили приют в северных землях Речи
Посполиты, куда входило и Полоцкое воеводство…
…В
1840 г. В Полоцком уезде в 100 деревнях проживало 3182 старообрядца, в
дер. Жарцы – 207 староверов. К 1905 году в Полоцком уезде староверы
проживали в 164 населенных пунктах. В 1907 г. В Полоцке находилось 4
общины, а в уезде – 6. В Полоцке к 1912 году была построена каменная
старообрядческая церковь с монастырем на 10 человек, было получено
разрешение на открытие начального старообрядческого училища. В Полоцком
уезде 5308 старообрядцев были объединены в восемь общин: Шматовскую,
Сидоровщинскую, Заборскую, Желудовскую, Латковкую, Жарецкую, Полоцкую и
Яковлевскую и имели одну церковь и пять молельных…
…В нашем древнейшем городе, в центре города, в двух шагах от ж. д.
вокзала, к 1910 году была построена большая каменная церковь с
колокольней, каменный двухэтажный дом, в котором помещались бесплатные
квартиры духовных отцов, певчих, учителей старообрядческой школы и для
прочих должностных лиц общины . На арендуемой у города земле было
построено начальное училище для староверских детей, со всеми при сем
жилыми и нежилыми постройками, с мебелью и школьным инвентарем. Отпущены
средства и установлена кладбищенская ограда на староверском кладбище в
Громах, которая до сих пор стоит. Это староверское кладбище упоминается
со второй половины 18 ст.. На этом кладбище находится и родовое
захоронение Кузьменковых. В 1911 г. По завещанию Антонины Федоровны
Кузьменковой церковь и все прилегающие строения, были завещены нашей
старообрядческой общине, а также часть её средств на процент от которых
община могла существовать…
…Наша старообрядческая церковь Полоцка, как и все церкви, была закрыта в
тридцатые безбожные годы. Во время 2-ой Мировой войны старообрядцы как и
все жители Белоруссии самоотверженно защищали свою родину. В Жарцах
фашистские каратели спалили всю деревню , в ней сгорело 94 старовера за
связь с партизанами . Теперь вот уже на протяжении шестидесяти лет на
Троицу, из года в год на могилах убиенных проводится заупокойная
вселенская панихида. Из 100 дворов до войны, там теперь проживает всего
6 староверов и осталось 6 дворов. Деревня Пагори, моя родина, Горянского
сельсовета, дважды была сожжена за связь с партизанами, так и не
восстановилась из пепла. Там жили Орловы и их родственники, в деревне
насчитывалось 19 дворов. Мужское население деревни было расстреляно, а
женщины и дети были отправлены в концлагерь. Старшее покаление
староверов отмечено высокими наградами Родины за беспримерные подвиги во
время войны на фронтах и партизанских отрядах. Староверка Татьяна
Савельевна Мариненко была удостоина звания Героя Советского Союза.
Итаких примеров множество…
…Во время второй мировой войны в Полоцкую старообрядческую церковь попал
немецкий снаряд повредив колокольню, восстановив в ней молились до конца
сороковых годов. Позднее её снесли, а на территории церкви и её
фундаменте построили светскую школу и 9-ти этажный дом…
…За 15 лет последнего времени дома под моленные меняли пять раз.
Сколько было похищено икон и богослужебных книг не сосчитать. Только за
период с 1989 г. По 1994 г. украдено75 древних икон…
…Сколько нужно времени, чтобы возвратить утраченное и потерянное? Одно
поколение? Два? Прошло тяжелое время. А прошло ли оно? Были ли они у
староверов легкие? Но жить надо, думать о лучшем надо, строиться и
растить детей, хоронить умерших, и жить и жить! Живучести нам не
занимать, терпение у нас всегда было и будет!..
…В
1994г. в нашей Полоцкой общине было принято решение – строить новую
церковь. Почти три года ушло на оформление всяческих бумаг, в том числе
на землеотведение . Денег не было совсем. Связей и навыков также. Одна
надежда на Господа и на людей. В феврале месяце 1997 г. освятили участок
земли в 26 соток и приступили к строительству храма, который находится в
700-800 метрах от порушенного храма. Сделали все по уму , все
получилось, не само по себе, а с Божией помощью. Помогли люди, помогали
все. Многие их имена занесены на металлическую доску памяти укрепленную
на фасаде церкви. Через 15 месяцев в новь построенном здании церкви
совершались службы и требы. 28 августа 1998 г. на Успение Пресвятой
Богородицы церковь была освящена .
В памяти народной сохранились имена пастырей прошлого столетия: Шматов
Антон Мартинович – духовный наставник гор. Полоцка 1930-1940 годы, ;
Клим Матвеевич – 1957-1969 г.; Мина Кирович Яблоков – 1970-1970 г.;
некоторое время духовником был кто-то из Литвы. Особое место в наше
время заменяет Лавров Иулиан Федорович – с 1984 года и до конца своей
земной жизни руководил Полоцкой общиной, прожив без малого сто лет.
Вырастил четырех детей , и за любовь к своей вере , в 1937 г. , вместе с
отцом отсидел в ГУЛАГах ровно 10 лет. Реабилитирован. Это был один из
самых горячо любимых пастырей нашего времени. Много слов можно сказать о
сельских пастырях 30-60-х годов. Это они проявили героизм, не оставив
«пасомых овец» без пастырьского слова в годы страшных гонений за веру ,
к ним относятся духовные наставники – Гуков Гавриил Алексеевич 1856-1942
г. , Соколов Евстигней Архипович, умерший в 1978 г., окормлявший
староверов деревни Заборье (ныне Шумилинский р-н ), в период
коллективизации был сослан в Сибирь.. Одним из них наставников был и мой
дед по материнской линии Соколов Аким Дионисович, который перед войной
окормлял прилегающие деревни Полоцкого района, но и он был вынужден
переселится в г. Витебск из-за постоянных преследований властей. О
многих наставниках мы не помним , и эта страница поморского староверия
еще ждет своих исследователей.
Спаси Господи люди своя!»
Отрывки из книги настоятеля старообрядческой поморской общины Успения
Пресвятой Богородицы гор. Полоцка о. Петра Орлова «История Полоцка и его
старообрядчество» .
вернуться
 |