Деревня Кирилино,
Браславский р-н.

Старообрядческая община в деревне Кирилино является одной из
старейших среди поморских общин на Белорусских землях. Само Кирилино
- это, по сути, даже не деревня, а группа хуторов, расположившихся
по берегам небольшой речушки Плесовицы в Браславском районе
Витебской области. Основателями и первыми жителями деревни стали
староверы, бежавшие в этот край из России в начале 18 века,
скрываясь от гонений учиненных никонианами. Расселение ревнителей
древлеправославия шло в основном из Новгородских пределов. Первые
известия о староверах на территории Белоруссии, входящей тогда в
состав Великого Княжества Литовского, относятся к концу 17 века. Как
известно, при новгородских митрополитах Питириме и Корнилии начались
сильнейшие репрессии против древлеправославных христиан. В
окрестностях Великого Новгорода Феодосий Васильев, происходящий из
рода князей Урусовых, собрал общину, с которой укрылся в Польских
пределах, в районе Невеля. Позже под покровительством Александра
Меньшикова они переселились в Вязовскую волость (рядом с Великими
Луками) и далее - в Ряпину мызу (ныне в Эстонии).После ареста и
гибели Феодосия Васильева часть его последователей в поисках
спокойных и безопасных мест вернулись в польские пределы, где
расселились на Браславщине. Таким образом одна из групп переселенцев
основала деревню Кирилино, в которой, скорее всего, сразу же
появилась и моленная. Интересна история Кирилинской старообрядческой
общины еще и тем, что в ней на протяжении 250 лет верой и правдой
служили древлеправославию представители рода Мастюлиных. Из
поколения в поколение в семье Мастюлиных передавалась легенда о
таинственном прошлом фамилии. Со слов современников, предок
Мастюлиных Фома Лукич, который приобрел землю и поселился в Кирилино
в середине 18 века имел другую фамилию, но скрывал ее и на новом
месте именовался Мстёнком. Свое прозвище он взял по названию реки
Мста, что находится на Новгородчине и впадает в озеро Ильмень и
откуда он был родом. Кстати именно на реке Мста находится село
Морозовичи, из которого происходил Феодосий Васильев, а так же
городок Крестцы (бывший Крестецкий Ям), один из крупнейших центров
староверия в то время. По семейному преданию, Фома Лукич был
дворянином. Еще в общине Феодосия Васильева. по свидетельству
современников и историков, было много представителей родовитых
дворянских и боярских фамилий, среди которых Негановские, Нееловы,
Елагины, Урусовы. Можно предположить, что Фома Лукич Мстёнок так же
принадлежал к родовитой фамилии, а возможно даже, был родственником
Феодосия Васильева, тогда становится понятным, что опасаясь
преследования со стороны властей, он сохранил в тайне свою фамилию.
Несмотря на это, первые поколения Мастюлиных сохраняли связи со
столичным дворянством. Так, после восстания декабристов, у них в
Кирилино скрывался некто Меркурьев, проживший в деревне всю
оставшуюся жизнь, а в семейном архиве хранились рукописные записи
А.С. Пушкина. Сам Фома Лукич, а позже и его сын Филипп Фомич
(1770-1840-е?) были духовными наставниками в Кирилинской общине,
иногда подолгу отсутствовали, по делам общины бывая в Петербурге, в
Москве и в других городах. В дальнейшем наставниками в Кирилино
служили: Савелий Филиппович Мастюлин (1810-1910) проживший долгую
жизнь и бывший авторитетнейшим наставником, Игнатий Савельевич
Мастюлин (1847-1920), Яков Илларионович Панков (1858-1933), Алексей
Игнатьевич Мастюлин (1888-1975), Андрей Игнатьевич Мастюлин
(1901-1994), в 1930-м году он окончил в Вильно старообрядческие
курсы законоучителей и преподавал Закон Божий в Адамовской,
Родевщинской и Кирилинской школах, после брата он так же стал
наставником общины.После
присоединения Западной Беларуси к СССР и окончания войны, в 1945
году был составлен реестр старообрядческих общин. В Кирилинском
Свято-Троицком храме в то время насчитывалось 1200 прихожан, книги и
иконы были в достаточном количестве, в храме имелось паникадило.

Свято-Троицкий храм в Кирилино - образец типичной архитектуры
староверческих церквей в Западной Беларуси.
Материал подготовил А.Безгодов.
вернуться
 |