ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ИСТОРИЯ БЕЛАРУСЬ СОВРЕМЕННОСТЬ ИКОНОПИСЬ КОНТАКТЫ

«…По попущению божию умножися в нашей руской земли иконнаго письма неподобнаго изуграфы . Пишут от чина меньшаго, а велиции власти соблаговаляют им, и вси грядут в пропасть погибели, друг за другом уцепившися, по писанному: слепый слепца водяй,оба в яму впадутся, понеже в  нощи неведения шатаются; …»

Протопоп Аввакум, беседа четвертая (об иконном писании)

(Материал взят с сайта www.samstar.ru)

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТКАНИ И ВЫШИВКА

Ефимова Л.В., Юхименко Е.М. Выговская вышивка

Среди изделий выговских мастеров (в литературе они также называются даниловскими) особое место занимают резные деревянные иконы и кресты, относящиеся к малоизвестному и почти не изученному пласту народной религиозной культуры.

 

Русский Север издавна славился изделиями народного художественного творчества, и в частности, ткачеством и вышивкой. Эти традиционные женские рукоделия процветали и в Выго-Лексинском общежительстве. Об одной из первых лексинских мастериц — слепой старице Евфимии — сообщал еще Иван Филиппов: она "к рукоделию неленостно прилежаше, всегда пряслицы приседяше, днию и нощию прядяше и нити сучаше на братство" (1).

 

Более подробные сведения относятся к 80-м гг. XVIII в. Посетивший Выго-Лексинское общежительство автор небольшой заметки, появившейся анонимно в журнале "Зеркало света" за 1786 г., отмечал, что "упражнение" женщин "состоит в зимнее время в пряже, тканье, в вышивании золотом и серебром" и что девочек на Лексе обучают шить золотом и шелками (2). Академик Н.Я.Озерецковский, которому удалось увидеть и сами изделия, записал в своем "Путешествии": "Монастырские белянки летом отправляют всякую полевую работу, жнут хлеб, косят сено, чистят лен и конопли, а зимою занимаются прядением   льна,   ткут   холсты,   вышивают   золотом   и серебром   башмаки,   перстчатки,   повойники   и   шапки на   продажу..."(3).

 

В XIX в., по наблюдению В.Г.Дружинина, особенной популярностью в обители пользовался тамбурный шов (4). Вышивались предметы церковного обихода: пелены, покровы, лестовки. Из сохранившихся описаний внутреннего убранства соборных часовен явствует, что выговские храмы украшали также вышитые изделия, и по аналогии с иконами можно предположить, что частью это были изделия лексинских мастериц.

 

Значительная доля женских рукоделий была предназначена для внешнего мира. В самой обители уставом разрешалось ношение одежды только "смиренного обычая" (из черного сукна или крашенины), не допускающего ярких цветов, излишеств и украшений. Как и в случае с чересчур "мирскими" берестяными туесками, устав для Лексинской обители специально оговаривал, что "кружев и плетений вязбеных (т.е. вязаных) и прочих непотребных украшений отнюдь не покупать и не делать самим постницам, под великим   запрещением" (5). 

 

Изготовлявшиеся для мирян бумажники, кисеты, подвязки, гайтаны, перчатки, обувь и головные уборы шли на продажу (в том числе и на знаменитую шуньгскую ярмарку) и приносили общежительству изрядный доход. Вкусы потребителей, без сомнения, вносили определенные коррективы в строгие статьи выговских уставов: искусно выполненным изделиям лексинских мастериц отнюдь не была чужда изысканная и яркая цветовая гамма (вспомним хотя бы о шитье золотой и серебряной нитью). Насколько ценились эти изделия, очевидно из сохранившегося в архиве письма Ивана Андреевича Смотрягина, отправленного им из Тихвина 1 мая 1772 г. Он пишет своей лексинской "доброжелательнице" Ксении Михайловне: "Покорно прошу для меня пожаловать постаратся купить там у вас хорошенкова писания на беленкой бумашке и в надлежащем книжном переплете Месяцослов всего лета... А буде что останетца (от денег. — Е.Ю.), то прошу купя у вас же на все те денги ткачества вашего гойташик позолотистия..."(6)'

 

В настоящее время в обширных коллекциях музеев России лексинская вышивка как таковая не выделена. С одной стороны, изделий старше середины XIX в., т.е. датируемых временем, совпадающим с периодом работы лексинских мастерских, сохранилось не так уж много. Но с другой стороны, прекрасно известны более поздние вышивки близлежащих Заонежья и Пудожья, на которые не мог не оказать влияния такой крупный центр народных художественных промыслов, как Выго-Лексинская обитель. Продолжение этих традиций можно увидеть и сегодня — в продукции работающей здесь же, в Медвежьегорске и Шуньге, фабрики "Заонежская вышивка".

Подзор. Олонецкая губерния, середина XIX в. Вышивка,  ручная работа,  швы "настил", "набор",  "роспись". Материалы: льняной домотканый холст, хлопчатобумажные, шелковые разноцветные нити, серебряная металлическая нить

 

Примером такого влияния может служить уникальный подзор середины XIX в. с изображением популярных в выговском искусстве птиц Сиринов и Алконостов (7). Подобные богато расшитые подзоры входили в состав приданого, были дорогими подарками. Наподобие узорных изразцов с сюжетными рисунками, подзоры были заметным декоративным элементом интерьера крестьянских   домов.

 

Подзор. Олонецкая губерния, середина XIX в. Фрагмент

 

В центре многофигурной композиции помещено пышное древо-куст, усыпанное цветами и плодами, на котором разместились обращенные друг к другу парные   Алконосты  в   венцах,   с   цветами  в   руках.   По сторонам от центрального мотива симметрично размещены крупные изображения птиц Сиринов с женскими ликами. В верхней части между фигурами Алконоста и Сирина изображены значительно уменьшенные по сравнению ними фигурки человечков, детально переданы их одежды — короткие плащи-накидки, облегающие панталоны, головные уборы с длинным пером, трости. По сторонам центральной группы, связанной одним сюжетом, вышиты крупные фигуры своеобразного рисунка, напоминающие двуглавые зооморфные формы. Гипотетически их связывают с народным "культом рожаниц". По фону размещены мелкие фигурки птиц и растительные мотивы, чередование которых образует   также   кайму   изделия.

 

Птицы Сирины. Выговский рисованый лубок

 

 

По технике исполнения, по набору орнаментальных фигур этот подзор - типичный образец крестьянской вышивки, характерной для Олонецкой губернии. Особенным его делает центральная часть композиции — дерево с парными райскими птицами в точности воспроизводит выговский настенный лист "Птицы Сирины" (8).

 

А если точнее: перед нами вышитый на ткани лубок. В произведениях выговских художников находим аналогии и помещенным на подзоре отдельным изображениям птиц Сиринов и человеческих фигурок: путники, завороженные сладостным пением райских птиц, и люди, пытающие разрушить их чары шумом и пушечными выстрелами, изображались на настенных листах — подробных иллюстрациях легенды о птице Сирине (9). По всей видимости, вышивальщица держала перед собой лубок и включала его образы в свое творчество, размещая их среди мотивов, традиционно украшавших полотенца, подзоры, рубахи и другие предметы, и близких   ей   с   детства.

 

 

1           Филиппов И.  История Выговской старообрядческой пустыни.  СПб., 1862. С.361.

2           Зеркало света.   1786. С. 44, 43.

3           Озерецковский Н.Я. Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому. Петрозаводск, 1989. С. 177.

4           Дружинин В.Г. К истории крестьянского искусства XVTTI - XIX веков в Олонецкой губернии (Художественное наследие Выгорецкой Поморской обители) // Известия АН СССР. Серия 6.   1926. Вып.15    17.  С.   1489.

5           Барсов   Е.В.   Уложение   братьев   Денисовых  //  Памятная   книжка Олонецкой губернии за 1868- 1869 гг. Петрозаводск, 1869. Ч. 3. С. 109.

6           РГБ. Собр. Е.В.Барсова. № 187. Л.  192 об. - 193.

7           Каталожные сведения: Птицы  Сирины и Алконосты.  Подзор. Олонецкая губерния, середина XIX в. Вышивка,  ручная работа,  швы "настил", "набор",  "роспись". Материалы: льняной домотканый холст, хлопчатобумажные, шелковые разноцветные нити, серебряная металлическая нить — "бить" в деталях. 40 х   169. Поступил в   1904 г. из Архангельской губ. ГИМ 42346  (ОТ)   11. Литература: Ефимова Л.В., Белогорская P.M. Русская вышивка и кружево. М.,  1982. С. 237. Табл. 90, 92.

8           Русский   рисованный   лубок  конца   XVIII   —  начала   XX   века.   Из собрания Государственного Исторического музея /Составитель и автор текста Е.И.Иткина. М., 1992. С. 94. Кат. 21. См. также воспроизведение этого лубка в настоящем издании. (Следует отметить, что настенный лист  называется  "Птицы  Сирины",  но,  судя  по  иконографии,   здесь изображены  Алконосты  — именно  эти  птицы  писались  с  руками.)

9           Русский рисованный лубок...  С. 77-79. Кат.   16 - 18.

 


 
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ИСТОРИЯ БЕЛАРУСЬ СОВРЕМЕННОСТЬ ИКОНОПИСЬ КОНТАКТЫ
>