ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ИСТОРИЯ БЕЛАРУСЬ СОВРЕМЕННОСТЬ ИКОНОПИСЬ КОНТАКТЫ

«…По попущению божию умножися в нашей руской земли иконнаго письма неподобнаго изуграфы . Пишут от чина меньшаго, а велиции власти соблаговаляют им, и вси грядут в пропасть погибели, друг за другом уцепившися, по писанному: слепый слепца водяй,оба в яму впадутся, понеже в  нощи неведения шатаются; …»

Протопоп Аввакум, беседа четвертая (об иконном писании)

(Материал взят с сайта www.samstar.ru)

СТАРООБРЯДЧЕСКИЙ ЛУБОК

Иткина Е.И. Настенные листы (Выговский лубок)

Настенные картинки, или рисованные лубки - одна из разновидностей народного изобразительного примитива. Его возникновение и распространение приходится на середину XVIII и XIX век, когда такие виды народного искусства, как  роспись по дереву, книжная миниатюра, печатный  графический лубок, уже прошли определенный путь  развития. И неудивительно, что искусство рисованных  настенных картинок впитало в себя некоторые готовые  формы   и   уже   найденные   приемы.

 

Притча о блудном сыне. Фрагмент. Лекса, первая половина XIX в.

 

Своим появлением рисованный лубок обязан Выго-Лексинскому общежительству. Испытывая настоятельную потребность в обосновании истинности своей веры, старообрядцы, наряду с перепиской сочинений своих апологетов, пользовались наглядными способами передачи информации, в том числе рисованием настенных картинок.

 

Даниил Викулов и Петр Прокопьев  с изображением "Прекрасной пустыни". Выг, 1810-е годы

 

Произведения старообрядческих художников были предназначены для круга единомышленников и являлись  вначале   искусством   "потаенным".   Однако по своему нравственному и просветительному смыслу искусство рисованного лубка оказалось гораздо шире, наполнилось высокой духовностью общечеловеческих ценностей, стало особой страницей в истории народного изобразительного творчества.

 

Райская птица Сирин. Выг, 1750-1760-е гг.

 

 

Самые ранние из дошедших до нас листов, выполненных в Выго-Лексинском общежительстве, датируются 1750 - 1760-ми годами. Рисовальщики, как правило, формировались из среды выговских иконописцев, художников-миниатюристов, переписчиков книг. Осваивая новое для себя искусство, эти мастера привносили в него традиционные, хорошо известные им приемы. Художники работали жидкой темперой по предварительно нанесенному легкому рисунку. Они пользовались растительными и минеральными красками, вручную разводимыми на яичной эмульсии или камеди. (Сильно разведенная темпера позволяет работать в технике прозрачной живописи, подобно акварели, и дает в то   же   время   ровный   кроющий   тон.)

 

 Андрей и Семен Денисовы с изображением Выговского общежительства. Выг, 1810-е годы

 

 

Рисованный лубок не знал ни тиража, ни печати - он целиком исполнялся от руки. Нанесение рисунка, его раскраска, написание заглавий и пояснительных текстов - все производилось самим художником. Тематика рисованных картинок весьма разнообразна. Среди них есть листы, посвященные некоторым событиям исторического прошлого России, портреты деятелей старообрядчества, изображения монастырей (особенно поморского беспоповского согласия), иллюстрации к рассказам и притчам из литературных сборников, картинки, предназначенные для чтения и песнопения, настенные календари-святцы.

 

Многие многосюжетные композиции строились по принципу последовательного рассказа о событиях: это листы, иллюстрирующие Книгу Бытия, где рассказывается история Адама и Евы, а также картинка "Разорение Соловецкого монастыря" — о расправе с монахами, выступившими в защиту дониконовских богослужебных книг (1668 - 1676 годы).

 

Смерть праведника и грешника. Выг, конец XVIII – начало XIX в.

 

 

Большое место в искусстве рисованного лубка занимают картинки с назидательными рассказами и притчами из различных литературных сборников. В них трактуются темы добродетельных и порочных поступков людей, нравственного поведения, смысла человеческой жизни, обличаются грехи, рассказывается о посмертных муках грешников. В этом отношении интересен сюжет "Аптека духовная", к нему художники обращались неоднократно.

 

Аптека духовная. Выг, конец XVIII – начало XIX в.  

Древо разума. Лекса, 1816 г.

 

Смысл притчи, заимствованной из сочинения "Лекарство духовное", - излечение от грехов с помощью добрых дел.

 

Самыми распространенными были сюжеты с назидательными изречениями, полезными советами — так называемыми "добрыми друзьями" человека. Все сентенции этой группы картинок ("О добрых друзьях двенадцати", "Древо разума") заключены в орнаментированные круги и помещены на изображении древа.

 

Похвала девственникам. Лекса, 1836 г. 

 

Притча о блудном сыне. Лекса, первая половина XIX в

 

Духовные стихи и песнопения также часто размещались в овалах,  в обрамлении гирлянды цветов, поднимающейся из поставленных на землю вазона или корзины.

 

Особой любовью пользовался у художников духовный стих на сюжет притчи о блудном сыне: помещенный в центр листа овал с текстом стиха обрамлялся сценками, иллюстрирующими события притчи.

 

 

 

Родословное древо Андрея и Симеона Денисовых. Выг, первая половина XIXв. 

 

 

Возрасты жизни человеческой. Выг, середина XIXв

 

Художественная манера оформления рисованных картинок и приемы украшения рукописей, изготовлявшихся в выговской книгописной мастерской, выявляют стилистическую близость в почерках текстовых частей, в оформлении заглавий, больших букв-инициалов, в цветовом решении определенных групп листов, в орнаментике.

 

Однако важно обратить внимание и на те различия, которые существуют в работе художников-миниатюристов и мастеров настенных картинок. Палитра художников рисованных листов значительно разнообразнее, цвет в картинках, как правило, делается более открытым, сочетания — более контрастными. Мастера прекрасно учитывали декоративное назначение картинок, их связь с плоскостью стены. В отличие от рассчитанной на индивидуальное общение с книгой на близком расстоянии,  привычной для рукописей дробности и фрагментарности иллюстраций, лубочные художники оперировали уравновешенными и законченными построениями больших листов, воспринимаемыми как единое   целое.

 

Панорама Выговского и Лексинского общежительств и поклонение иконе Богоматери. Художник В.Тарасов. 1838 г.

 

 

Но в манере письма, в отдельных приемах создатели рисованных картинок зависели и от высокого искусства иконописания, процветавшего на Выгу. Мастера лубочных картинок заимствовали у иконописцев праздничное   звучание  колорита,  склонность  к  чистым прозрачным краскам, любовь к тонкой миниатюрной живописи, а также отдельные характерные приемы рисунка почвы, растительности, архитектурных деталей.

 

Птицы Сирины. Выг, первая половина XIX в.

 

Семь смертных грехов. Выг, вторая половина XIX в.

 

Рисованный  лубок,   как  уже   отмечалось  выше,  -  это особая страница в истории народного изобразительного искусства.    Он   являет   как   бы   синтез   традиций народной   картинки,    древнерусской   культуры   и крестьянского   искусства.    Опираясь   на   высокую культуру   древнерусской   живописи   и   особенно   - рукописной   книжности,   представлявшую   для  них  не мертвую   архаику,   а   живое   полнокровное   искусство, ту   почву,   которая   постоянно   питала   их  творчество, художники   рисованных   картинок   "переплавили" форму   печатных   лубочных   листов,   которая   служила им   отправной   точкой,   образцом,   в   иное   качество.

 

Именно   синтез   древнерусских   традиций   и   лубочного примитива    имел    своим    результатом    появление произведений   новой   художественной   формы.   Древнерусская   компонента   в   рисованном   лубке   представляется   едва   ли   не   самой   сильной.   В   ней  нет стилизаторства   или   механического   заимствования.  Не принявшие   нововведений  старообрядческие  художники опирались на привычные, взлелеянные исстари образы, строили    свои    произведения    по    принципу    иллюстративного    выражения   отвлеченных   идей   и понятий. Язык символов и иносказаний был им знаком и    понятен.    Согретая    народным    вдохновением, древнерусская   традиция   даже   и   в   позднее   время не замкнулась   в   условном   мире.   В   произведениях   она воплощала   для   зрителей   светлый   мир   человечности, говорила   с   ними   возвышенным   языком   искусства. Наряду  с   этим  рисованные  листы  имели  в  основе ту же    изобразительную    систему,    что    и   народные лубочные   картинки.   Они   строились   на   понимании плоскости   как   двухмерного   пространства,   выделении главных   персонажей   способом   увеличения,   фронтальном  размещении фигур,  декоративном заполнении фона,   на   узорно-орнаментальной   манере   построения целого.  

 

Печать премудрого царя Соломона. Выг, середина XIX в.

 

 

Рисованный  лубок   полностью   укладывается в целостную   эстетическую   систему,   основанную   на принципах   художественного   примитива. Развиваясь   в   среде   крестьянских   художников   старообрядческого   общежительства,   рисованный   лубок опирался   на   обширную   разветвленную   корневую систему.    Крестьянская    среда    добавила    к    его художественной   природе   фольклорную   традицию, фольклорные   поэтические   образы,   всегда   жившие в народном   коллективном   сознании. Наслаждение   красотой   мира,   поэтическое,   цельное отношение    к    природе,    оптимизм,    фольклорное    обобщение    -    вот    те    черты,    которые    впитал рисованный    лубок    из    крестьянского   искусства. Подтверждение   тому   -   весь   образный   и   цветовой строй   рисованных   картинок.

 

Семен Денисов, Иван Филиппов, Даниил Викулов. Район Печоры, середина XIX в.

 

Старообрядческие настенные листы - искусство, в котором как бы продолжали жить самосознание допетровской Руси, религиозное представление о красоте, особая духовность. И, несмотря на то, что оно стояло на службе традиционного уклада, не растворенного до конца в представлениях Нового времени, это искусство было живым: основывалось на глубинном религиозном чувстве, питалось мудростью древних книг и монастырской культурой. Через него как бы проходила нить преемственности от старых форм к новым формам народного искусства. Идеи красоты и нравственности одухотворяют искусство рисованных картинок и свидетельствуют об огромной духовной силе народного   примитива.

 

Е.И.Иткина


 
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ИСТОРИЯ БЕЛАРУСЬ СОВРЕМЕННОСТЬ ИКОНОПИСЬ КОНТАКТЫ
>